Как известно реакция человека на тот или иной аспект зависит от того, в какой ячейке Модели А находится соответствующая психическая функция. Исходя из наблюдений, было установлено, что все эти реакции могут быть описаны Шкалой Тонов. На основании этого, Духовской Тимофей сделал привязку ячеек Модели А к Шкале Эмоциональных Тонов (ШЭТ).
Используемая часть ШЭТ выглядит вот так:
4.0 Энтузиазм
3.0 Консерватизм
2.5 Скука
2.0 Неприязнь, антагонизм
1.5 Гнев
1.0 Страх
0.5 Горе
0.05 Апатия
0.0 Смерть, Поражение
-1.0 Наказание других тел Порицание
-1.5 Управление телами
-2.2 Защита тел
Запишем формулы функций в ячейках Модели А в привязке к ШЭТ:
2 (Творческая) - Энтузиазм - человек может творчески решать сложные задачи и производить активные действия по аспекту функции.
1 (Базовая) - Консерватизм - конструктивная твёрдая позиция по аспекту функции, в которой человек уверен и которую он будет отстаивать.
3 (Ролевая) - Антагонизм - противопоставление своего мнения по аспекту функции мнению других людей, навязывание собственных стереотипов.
4 (Болевая, ТНС) - Страх - боязнь изменений по аспекту функции, стремление сохранить контроль, боязнь потери того, что было наработано по вышестоящим функциям.
6 (Активационная) - Горе - переживание о потерях по аспекту функции.
5 (Внушаемая) - Апатия - полное безразличие и бездействие по аспекту функции.
8 (Демонстративная) - Замещение - своё восприятие аспекта замещено чужим, аспект не принадлежит человеку.
7 (Наблюдательная) - Подчинённость - полная потеря контроля по аспекту функции, полное подчинение внешнему влиянию.
От творчества во 2-й ячейке до замещения в самой нижней 7-й можно увидеть несколько переходов, своеобразных разделительных линий между уровнями.
Конструктивность
Эта граница отделяет 1 и 2 функции от всех остальных. Только в 1 и 2 ячейках человек может взаимодействовать с аспектами и что-то в них менять вполне осознанно. По этой причине, я уверен, и можно идентифицировать тип как тип. Эта граница делает 1 и 2 функции особыми, яркими во внешних проявлениях.
Если посмотреть на их природу с точки зрения контроля со стороны человека, то будет ясно видно, что только над этими 2-мя аспектами физического мира человек имеет полную власть. Только по отношению к ним он владеет полным контролем - может осуществлять цикл «начать-изменить-закончить». Другие ячейки по мере опускания по шкале тонов вниз, постепенно теряют каждую из частей этого цикла.
Осознанные действия
Эта граница проходит непосредственно под ТНС и отделяет ее от активационной 6-ки. Ниже ТНС человек не способен на вполне осознаваемые действия. От 1-цы до 6-ки происходит постепенная утрата третьей части цикла контроля – «заканчивать». В 3-ке человек начинает сомневаться в свой способности заканчивать начатый процесс и начинает бороться за свое право это делать по своему желанию. А в ТНС он уже теряет эту способность и просто боится, что потеряет что-то приобретенное, не сможет остановить потерю этого. Отсюда страх.
В 6-ке этот процесс касается уже первой части цикла - человек теряет способность не только заканчивать, но и начинать любые действия над соответствующим аспектом. В 6-ке он может только что-то изменять в аспекте, при условии, что кто-то другой привел его во взаимодействие с аспектом. Отсюда и название - активация, означающая сам факт проявления активности вне связи с причинами и последствиями. То есть нужно активировать деятельность человека по этому аспекту и он сможет как-то, худо-бедно эту деятельность поддерживать. Но прекратить ее самостоятельно он тоже не сможет.
Таким образом, по 6-ке человек может просто проявлять слабо контролируемую активность, которая в 5-ке уже теряется совсем. Аспект в пятерке для человека просто есть, но самостоятельно поделать с ним он не может ничего.
Замещение
Ниже суггестивной 5-ки аспекты по сути уже не являются непосредственно воспринимаемыми самим человеком. 7-ка и 8-ка представляют собой аспектный суррогат, они для человека не вполне реальны. Он просто принимает их как есть без критического и вообще какого бы то ни было осмысления. Цикл контроля на этом уровне уже отсутствует. Человек может что-то делать по этим аспектам только под прямым воздействием со стороны: под давлением по 7-ке и жестким запросом на 8-ку. Его надо как ребенка, водить за ручку. И как только ручка отпускается, человек останавливается.
Только жесткая команда «сделать!» обладает для 7 и 8 функций каким-то авторитетом и реальностью. Разумеется, ни о какой осознанности и конструктивности здесь речь уже не может идти. Возможна деятельность только под непосредственным внешним управлением. При опоре на других. Поэтому 7 и 8 функции правильно было бы назвать ОПОРНЫМИ.
При отсутствии такого направляющего воздействия со стороны человек САМ НЕ ДЕЛАЕТ НИЧЕГО по этим функциям. Отсюда правило: все что получено и произведено по 7 и 8 функции, не является СОБСТВЕННОСТЬЮ человека. Он этим на самом деле не обладает. С той же легкостью, с какой он принимает воздействия по этим функциям, он расстается с достижениями по ним. Они для него не реальны.
Так мы получаем различные чудачества типов по этим функциям: невнимание дон-кихотов ко времени (7 БИ) и деньгам (8 ЧЛ), джеков к формальной логике (7 БЛ) и абстрактным идеям (8 ЧИ), безразличие наполеонов к чужим удобствам (7 БС) и эмоциям (8 ЧЭ), и т.д.
Существует определённая ступенчатость в изменении тона фунукций. Тон функции изменяется при изменении собственного тона человека не сразу, а лишь при прохождении определенной границы в движении по шкале тонов. Мне представляется, что минимальным шагом является один тон.
Иными словами, чтобы изменение тона функции стало явным, тон самого человека должен измениться не менее, чем на одно деление вврех или вниз. Например, переход человека от Веселья к Энтузиазму скорее всего не скажется на функциях, а от Консерватизма к Энтузиазму скажется.
Хорошим индикатором положения той или иной функции на ШЭТ является задержка общений. Задержка общения - это время между вопросом, заданным человеку, и ответом именно на этот вопрос, никакие увиливания или рассуждения на тему не засчитываются, засчитывается лишь время между вопросом и конкретным ответом именно на этот вопрос. Чем ниже функция расположена на Шкале Тонов тем больше задержка общения, ответа на вопрос по самым нижним функциям вы можете так и не дождаться.
Последовательность шагов для определения положения функций на ШЭТ:
- Определить хронический эмоциональный тон человека
- Определить социальный эмоциональный тон человека в данный момент
- Определить тон каждой функции
- Сопоставить тона всех функций друг с другом, объединив их в модель типа (Модель А), если схема получается неправильной, повторить п.3, пока не получится схема, близкая к Модели А
- Сопоставить схему тонов функций с хроническим тоном - определить тип
- Сопоставить схему тонов функций с социальным тоном - определить социальную маску на данный момент