Украинский бизнес растет и развивается, и все чаще у предприятий возникает необходимость передать часть непрофильных процессов собственной компании другой организации, которая в этой сфере является более компетентной – т.н. аутсорсеру. Первыми «аутсорсинговыми компаниями» на заре отечественного бизнеса, в 90х гг., стали охранные предприятия, чуть позже на рынке стали пользоваться популярностью услуги рекламных агентств и PR – агенций, которые и по сей день являются лидирующими отраслями аутсорсинга. Современная бизнес – структура вынуждена вкладывать немалые денежные средства не только в развитие своего основного бизнеса, но и в сопутствующие, непрофильные сферы – в услуги HR - специалистов, рекламных агентств и исследовательских компаний, в клининговый сервис, доставку горячих обедов для сотрудников фирмы и т.д. То есть – в аутсорсинг. В современном мире все большую популярность приобретает аутсорсинг услуг. К примеру, в таких развитых странах как США, это вопрос приобрел политическую окраску и является важным пунктом, как во внутренней, так и внешнеполитической деятельности. Что касается Украины, то наша молодая страна переживает интенсивный период развития маркетинга, что естественно сопряжено и с развитием аутсорсинга маркетинга
Международная Маркетинговая Группа провела опрос специалистов по маркетингу о перспективах аутсорсинга услуг в маркетинговой сфере. Благодаря проведенному в январе исследованию мы узнали, что 90,9% опрошенных маркетологов считают применение аутсорсинга маркетинговых услуг довольно эффективным.
Диаграмма 1 «Как Вы считаете, эффективно ли применение аутсорсинга в маркетинге?»
При достаточно высокой оценке потенциальной эффективности аутсорсинга только 5% компаний довольно часто пользуются подобными услугами. Большинство компаний пользуется аутсорсингом время от времени (43,2% опрошенных). Довольно редко прибегают к подобным услугам 22,7% опрошенных.
Диаграмма 2 «Как часто Вы применяете аутсорсинг в своей работе?»
На вопрос, «Какие виды маркетинговых работ Вы обычно передаете внешнему исполнителю?» мы получили следующие ответы: 17,4% передают аутсорсеру организацию и размещение рекламы в СМИ, немного меньшее количество респондентов, а именно 14,5% передают подготовку промо материалов и наружной рекламы. Организацию и проведение BTL – мероприятий передают на аутсорсинг 11,6% . Чаще всего внешнему исполнителю передают проведение маркетинговых исследований и анализ рынка – 18,1%. А вот разработку маркетингового бюджета доверяют аутсорсерам лишь 1,4% респондентов, составление маркетингового плана на год – 2,2%. Что же касается разработки маркетинговых стратегий, то их отдают во вторые руки только 5,1% респондентов.
Диаграмма 3 «Какие виды маркетинговых работ Вы обычно передаете внешнему исполнителю?»
В 2008 году 17% респондентов – менеджеров по маркетингу планируют передать аутсорсеру проведение маркетинговых исследований, что составляет такой же процент, как и в прошлом году. 15,6 % - подготовку промо материалов, 12,9% - организацию и размещение рекламы в СМИ. Что интересно, в новом году 4,1% ответивших планируют отдать внешнему исполнителю составление маркетинговой стратегии и маркетингового плана, что на 3 % выше показателей прошлого года.
Аутсорсинг, как и любой бизнес – ход, имеет ряд своих преимуществ. Специалисты выделяют два основных –использование опыта узких специалистов и экономия времени – 43,9% и 40,2% соответственно. Любопытно, что лишь 12,2% опрошенных назвали основным преимуществом экономию средств. Кроме того, к позитивным сторонам аутсорсинга относят повышение качества проводимых мероприятий, а также свежие креативные идеи, генерируемые компаниями – аутсосрерами.
Радует тот момент, что 50% специалистов - маркетологов чаще остаются довольными, нежели неудовлетворенными работой аутсорсера. Полностью удовлетворены результатом 6,8% процентам респондентов, а недовольными работой внешнего исполнителя остались лишь 2,3% опрошенных.
Диаграмма 4 «Довольны ли Вы, как правило, выполнением работ, переданных внешнему исполнителю?»
Среди основных причин недовольства работой аутсорсеров названы несоответствие цены качеству выполненных услуг, нехватка квалифицированных кадров и дефицит креативных идей, а также незнание аутсорсером узкопрофильной области работы компании, несвоевременна сдача работ и неточность информации.
Говорит Алена Подгорная, специалист по PR, компания «Эверест»:
«Не хочется называть названия компаний, но основная причина того, что мы делаем многие вещи самостоятельно, это низкий уровень специалистов, работающих в агентствах. Как правило, качество предоставляемых услуг на аутсорсинге не стоит тех денег, которые за них запрашивают. Но при этом контроль требуется намного больше. А те, кто действительно является специалистами в своем деле, запрашиваю очень большие бюджеты».
Специалист в сфере телекоммуникаций Андрей Титоренко (ООО «АТС») утверждает, что важно не только "передать" часть своей работы кому-то (желательно специалистам с хорошей репутацией) но и иметь возможность контроля, не потерять "контакт" с потребителем.
Что и говорить, проблема довольно слабой компетенции тревожит многих заказчиков аутсорсинговых услуг. Возникает вопрос доверия. Как показало наше исследование, лишь 2,2% респондентов доверяют составление таких ключевых документов как маркетинговый план внешнему исполнителю.
Напрашивается вывод, что если передавать работу внешнему исполнителю, так это должен быть профессионал, иначе, зачем вообще заниматься этим вопросом?
«К сожалению, пословица "Хочешь сделать хорошо - сделай сам" появилась не на ровном месте. В связи, с чем крайне редко обращаемся к аутсорсерам. На моей практике было несколько задач, от выполнения которых агентства просто отказывались, ссылаясь на сложность задачи. Поэтому приходилось реализовывать самим» - говорит Елена Шевченко, PR менеджер гостиничного комплекса «Премьер Палас».
Основными объектами недовольства по результатам опроса стали такие услуги как реклама,PR, BTL, дизайн и маркетинговые исследования. Профессионализм, четкое понимание поставленной задачи, серьезный и ответственный подход к выполнению заказа, своевременность, качество, креативность и порядочность исполнителя – вот необходимый набор качеств, коими должен обладать аутсорсер, по мнению опрошенных.
Большинство специалистов по маркетингу все же верят в развитие аутсорсинга, в частности аутсорсинга маркетинга. И все чаще остаются довольными работой аутсорсеров. На вопрос о «Перспективах аутсорсинга» были получены довольно интересные ответы.
«Во всем мире аутсорсинг имеет место быть и пользуется спросом. Уверена, что в ближайшие годы Украина пойдет по этому пути более интенсивно. Специалист, работающий в компании ("Заказчик") не может знать всего. Для этого, собственно, и нужны аутсорсеры. Сложность в том, что качество услуг не всегда соответствует заявленному уровню. И еще один важный момент. Стоимость услуг. Сейчас ситуация на нашем рынке такова, что экономически целесообразнее взять в штат инсайдера, чем оплачивать услуги агентств. Я думаю, не для кого не секрет, что зарубежным коллегам услуги аутсорсеров обходятся куда дешевле, чем содержание своего штата. Но отнесем это к "болезням роста" рынка интегрированных маркетинговых технологий» - говорит Елена Шевченко.
Что же касается темпов развития то, по мнению экспертов сейчас украинский аутсорсинг переживает этап накопления трудового опыта (как такового), и что широкое и профессиональное использование его как обычного инструмента в маркетинге среднего и малого бизнеса наступит через 6-10 лет. Тогда и цена на такие услуги будет более адекватной.
Ну а пока аутсортинг стоит дороже, чем собственные специалисты. И это одна из преград на пути его развития. «Скачка в аутсорсинге не получится до тех пор, пока компании не начнут переоценивать свои подходы к этой сфере. Нанимая сотрудника на 500 у.е. в месяц вряд ли компания получит результат, не потратив кучу времени и средств на обучение такого специалиста. В то же время профессионал, который за комплексный проект может взять сумму равной 1-5 зарплатам, но дать гораздо больше пользы и экономического эффекта, нежели годовая и более работа одного или штата не очень сильных маркетологов». – Юрий Гладкий, руководитель отдела в РА «Маркс».
По мнению специалистов, со временем агентства перейдут на проектную модель, что позволит привлекать специалистов-практиков очень высокого уровня, причем из отрасли, для которой работает агентство. Качество проектной команды позволит значительно улучшить результат, что будет способствовать созданию успешных проектов.
«Маркетинговые услуги стремительно развиваются во всем мире, поскольку потребители становятся все более опытными и требовательными к качеству. Значит и у маркетинговых услуг есть большой потенциал для развития. По мере развития рынка специализация будет углубляться. Появятся новые компании, которые будут концентрировать свои усилия на обслуживании узких, нишевых сегментов – отраслевые агентства с достаточным опытом и стабильным качеством работы. Начав с аутсорсинга достаточно простых и емких видов деятельности, требующих большого количества рук и ног (директ-мейла, BTL акций, проведения полевых этапов исследований) с развитием рынка клиенты будут заказывать более сложные виды маркетинговых услуг (разработку маркетинговых коммуникаций, составление маркетинговых планов и т.д.). Накопление опыта работы в отраслях приведет к появлению профессиональных методик, которые в свою очередь упростят и сделают более доступными услуги аутсорсеров. За этим будущее» - так прокомментировал результаты исследования директор Международной Маркетинговой Группы Дмитрий Роденко.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что аутсорсинговые услуги уже стали привычным явлением в украинском бизнесе, и большая часть компаний время от времени к ним прибегает. С развитием самого маркетинга, появится новое поколение специалистов, конкуренция ужесточится, а соответственно повысится и уровень аутсорсинговых услуг. Что будет с ценой? По мнению одних экспертов, с ростом профессионализма возрастет и цена, другие придерживаются того мнения, что благодаря конкуренции уровень цены станет более демократичным. Что же касается качества, то смею надеяться, с интеграцией Украины в европейское общество, и уровень услуг станет европейским, в том числе - аутсорсинговых.