сделать Бизнес-статьи стартовой страницей
добавить Бизнес-статьи в закладки
обратная связь
Меню сайта
Рубрикатор
Аудит [1]
Банки и кредиты [3]
Безопасность бизнеса [3]
Бизнес в Интернет [12]
Деловая информация [38]
Идеи для бизнеса [33]
Инвестиции [3]
Маркетинг, реклама, PR [254]
Страховые услуги [0]
Управление и менеджмент [14]
Фондовые и валютные рынки [1]
Юриспруденция и Право [1]
Другое [17]
Поисковый B2B-портал КОМПАСС » Бизнес-статьи » Бизнес и Финансы » Маркетинг, реклама, PR » Порознь скучно, вместе тесно [ Зарегистрироваться и добавить статью ]

Распечатать: Порознь скучно, вместе тесно
Порознь скучно, вместе тесно
У бухгалтерии и отдела продаж, казалось бы, настолько разные задачи, что «смешивать два этих ремесла», т. е. налаживать совместную работу обоих отделов, стремится далеко не каждый руководитель. И напрасно: без взаимодействия бухгалтерии и отдела продаж работа предприятия невозможна. Более того, неправильное взаимодействие этих структур может привести не только к разногласиям с покупателями, но и к определенным налоговым последствиям. На конкретных примерах поясним, почему это происходит и как этого избежать.

Продавать производимую компанией продукцию или перепродавать приобретенный для этих целей товар всегда было, есть и будет главной задачей отдела продаж. Задачей же бухгалтерии всегда было правильное и своевременное оформление всех документов, описывающих хозяйственную деятельность предприятия. Оформление реализации, сверки по платежам с покупателями, проведение взаимозачетов — лишь часть обязанностей этого отдела. Однако это не значит, что можно пренебречь совместной работой двух отделов или уделять ей меньше внимания: ведь заработать деньги и сберечь их одинаково важно для будущего компании, которая хочет удержаться на рынке не год и не два. Особенно если учесть, что сегодня компаниям мешают не только конкуренты по бизнесу, но и, как ни странно, государство в лице своих фискальных органов, под прицел которых все чаще попадают наиболее успешные фирмы.

Кто выпишет документы

Одна из важных причин конфронтации отдела продаж и бухгалтерии — выписка первичных документов об оказанных услугах (проданных товарах, выполненных работах). Решение данного вопроса зависит от следующих факторов:
квалификация сотрудников фронт-офиса. Сложно требовать правильности заполнения всех реквизитов от специалистов, проводящих демонстрацию продукта на рабочем месте клиента. У этих сотрудников просто нет таких навыков — да и не надо их требовать от людей, занимающихся творческой работой;
наличие в компании специалистов бэк-офиса, которые ведут проекты, набранных с помощью сотрудников отдела продаж. Эта практика характерна для компаний, оказывающих услуги по обучению, когда координатор в течение всего курса курирует группу, набранную менеджерами по продажам;
в зависимости от объемов реализуемых товаров (работ, услуг) — целесообразность передачи выписки накладных менеджерам. Делается это для большей оперативности, поскольку бухгалтер будет день-два только разбираться в новой для него номенклатуре, а накладных в день может быть до десятка (если, скажем, идет торговля посудой с номенклатурой в тысячу наименований в пяти-восьми гипермаркетах известных торговых сетей). Как вы уже поняли, подобная практика принята в компаниях оптовой торговли.

Об очередности стульев и денег

Как же на практике оптимально выстроить работу отдела продаж и бухгалтерии? Рассмотрим два примера. В первом случае предприятие работает с покупателями и заказчиками исключительно по предоплате, а во втором реализация происходит с одновременным предоставлением значительных отсрочек по платежам.

Итак, ситуация первая: сначала деньги, а потом стулья. Предприятия, работающие по принципу предварительной оплаты, в 90% случаев уже давно вышли на рынок и в состоянии диктовать условия своим покупателям. Как правило, они предоставляют услуги, которым трудно найти адекватную замену у других поставщиков. Такие компании, как правило, владеют значительными профессиональными ресурсами, эксклюзивной разрешительной документацией, сертификатами и лицензиями, что позволяет им работать стабильно даже при появлении конкурентов с тем же рядом достоинств, поскольку рынок покупателей огромен и клиентов все равно хватит на всех. Здесь покупатели платят исправно и сами присылают копии платежных поручений с отметкой банка, дабы по возможности ускорить получение продукции. Бухгалтерии же обычно остается лишь подтвердить, что деньги дошли до «родного» расчетного счета. Отдел продаж в подобных компаниях зачастую неохотно сотрудничает с бухгалтерией, расценивая последнюю как эдакое «пятое колесо», которое только тратит заработанные деньги на непонятные налоги. Это утверждение неправильно в корне.

Приведу пример одного холдинга, разрабатывавшего системы пожаротушения, вентиляции и сигнализации для крупнейших российских структур вроде Центробанка, Сбербанка и РЖД. Менеджеры склада самостоятельно выписывали накладные и счета-фактуры крупнейшим клиентам. Все бы ничего, но вот к одному из них пришла с проверкой Федеральная таможенная служба, которая, проверив документы на поставляемую аппаратуру, установила, что весь ее ассортимент — контрабанда, а значит, подлежит изъятию. Разумеется, проверяющих прямиком отправили в офис и на склад поставщика. Там та же картина; руководитель в панике, ведь возбуждается уголовное дело по факту преступления. Но до судебных разбирательств дело не дошло, поскольку удалось разобраться — как раз при помощи бухгалтерии. Оказалось, что в счетах-фактурах вместо пяти положенных сегментов просто-напросто было четыре, а пятый, где указывался номер таможенного поста, был беспощадно «отрезан» менеджерами, которые посчитали его неважным и ненужным. Да и в остальных четырех элементах также были допущены неточности: например, дата поступления одного из товаров на таможенный пост была обозначена как 310203, т. е. 31 февраля 2003 г.

Ситуация вторая — это борьба за рынок, когда предприятие либо только начинает деятельность, либо очень сильны конкуренты, либо на рынке полным-полно аналогичных товаров. Чаще всего такой тип предприятий встречается в сфере оптовой торговли — особенно сейчас, когда российский рынок завален дешевым импортом ТНП. Здесь приоритетен сам факт отгрузки продукции, поскольку нужно сначала «привязать» к себе покупателя. И здесь можно завоевать потребительские симпатии только при условии слаженной работы. Ведь любой негативный фактор, будь то некачественный товар, неудобная упаковка, нерегулярная поставка с большим процентом отказов из-за элементарной нехватки товаров, хамоватые сотрудники бухгалтерии, запросто может сорвать сделку, поскольку более сговорчивые и щедрые и так стоят в очереди.

Скорее всего, расчетные документы покупателям выставляют сами сотрудники отделов продаж, а дальше без помощи бухгалтерии им не обойтись: возникают ситуации, в которых они просто не разбираются. Отметим два возможных варианта. Первый — возврат товара при приемке, если он оказался не того качества либо застоялся на полках магазина и, дабы не занимать дорогие площади, возвращается на склад поставщика. Никто не знает лучше бухгалтера, как правильно оформить такой возврат, чтобы в учете обеих компаний эта операция получила непротиворечивые толкования. Второй вариант: отдел продаж ждет оплаты выставленных накладных, а денег все нет, хотя по договору все сроки прошли, причем уже довольно давно. Такой сюжет типичен, когда покупатель оказывает встречные услуги, например проводит маркетинговые исследования или предоставляет промоместа для товаров поставщика. В результате часть взаиморасчетов «уходит» во взаимозачеты, которые по однородным требованиям могут быть односторонними. Об этом говорит Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 410), а вот отдел продаж может по незнанию напрасно «дергать» покупателя, прося наконец-то оплатить поднакопившиеся счета. Значит, без бухгалтера тут не обойтись — только он документально проверит, что за что ушло во взаимозачеты, и на основании первичных документов скорректирует график предстоящих поступлений денежных средств.

Сто сорок тысяч за пятнадцать метров

Поступление расчетных документов с большим опозданием — явление для бухгалтерии неприятное, но не новое. Обычно с задержками поступают документы от поставщиков, которые по различным причинам не успевают доставить их в офис клиента или хотя бы передать копию по факсу, чтобы прислать оригинал позже. Скажем больше: очень часто бухгалтер не подозревает, что каких-то документов может не хватать, поскольку не все поставщики работают по предоплате (в этом случае можно предполагать поступление нужных бумаг: ведь известно, за что платили, в какое примерно время оказываются оплаченные услуги и поставляются товары).

Совсем другое дело — непоступление расчетных документов, выписанных менеджерами компании. Известен случай, когда в бухгалтерии узнали о существовании акта выполненных работ при проведении сверки с одним из покупателей спустя полгода после оказания услуг по разработке строительной документации. Стоимость выполненных работ составила около 400 тыс. руб., в том числе НДС 18%. Недоплата налогов по этому акту составила 150 тыс. руб. Недоплаченными оказались НДС — около 60 тыс. руб., налог на прибыль — около 80 тыс. руб. плюс пени по обоим налогам. Самое интересное, что подписанный двусторонний акт выполненных работ те самые полгода лежал в пятнадцати метрах от бухгалтера, оформляющего реализацию. Бумага на ходилась на рабочем столе начальника проектного отдела, который просто не посчитал нужным передать документы в бухгалтерию. Стоит отметить, что подобная ошибка, будучи обнаруженной налоговыми органами, принесла бы компании в дополнение ко всему от 20% до 40% штрафов за неуплаченные налоги и повлекла бы штрафные санкции за искажение бухгалтерской отчетности, не говоря уже о судебных издержках. Не возникает ли у вас подозрения, что подобные санкции могут как раз отнять у компании всю сумму денег, заработанных по контракту? Подозрение вполне обоснованное, поскольку придется подавать уточненные декларации по налогам, а это всегда привлекает внимание налоговых органов. Они-то не заставят себя долго ждать, придут с проверкой на «забывчивое» предприятие и обязательно найдут что-нибудь метрах в двадцати от бухгалтерии.

* * *

Современный бизнес в принципе допускает практически автономную работу отдела продаж и бухгалтерии одной и той же фирмы. Однако, скорее всего, ни экономию времени, ни порядок в работе это не обеспечит. Только «ручная настройка» совместной работы двух отделов позволит компании избежать проблем с покупателями и претензий налоговых органов и сохранить нормальный микроклимат в коллективе.



Источник: http://www.marketing-ua.com
Категория: Маркетинг, реклама, PR | Добавил: kompass (25.09.2007) | Автор: Дмитрий Васильев
Просмотров: 3688 | Рейтинг: 0.0/0 |


Новый справочник КОМПАСС Украина! Украинские предприятия всех отраслей и видов деятельности (производители, дистрибьюторы, дилеры, оптовые торговцы, экспортеры и импортеры продукции и услуг). Скачать!

Всего комментариев к статье «Порознь скучно, вместе тесно»: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Случайные бизнес-статьи из других разделов

Самые интересные факты о медведях
Канадские индейцы считают медведей некоей человеческой расой. В доказательство они указывают на то, что у медведей на лапах по пять пальцев, что медведи умеют, как человек, ходить и бегать на двух лапах, что все виды медведей обладают общими характерными особенностями, и на то, что у медведей-сладкоежек, как у людей, портятся зубы.
Животные и природа | Просмотров: 8756 | Добавил: kompass | Дата: 03.04.2008 | Рейтинг: 5.0/2 | Комментарии (1)

Для отечественного менеджмента стало актуальным его переосмысление через призму маркетинга. Так, важным для современного поколения топ-менеджеров стало владение не только экономическими, финансовыми и юридическими знаниями, но и знаниями в области маркетингового управления. Здесь требуется перестройка взгляда на ведение бизнеса, это осложняется тем, что во многих компаниях и на многих предприятиях, особенно государственных, отсутствуют маркетинговые подразделения из-за того, что руководство просто не понимает их функций и вклада в эффективность работы всей организации.
Управление и менеджмент | Просмотров: 5641 | Автор: Дмитрий Шиманов | Добавил: kompass | Дата: 03.10.2007 | Рейтинг: 3.0/2 | Комментарии (0)

Продается престижный асфальтовый каток
Продается престижный асфальтовый каток - дорогу уступают все! (Даже "мерсы"). Кабриолет. Кожаный салон, кондиционер. V12 Турбодизель. Жесткая спортивная подвеска - отсутствие кренов в поворотах, нет заноса задней оси. Сверхнизкопрофильные литые диски. Набор максимальной скорости в момент старта...
Анекдоты | Просмотров: 5788 | Добавил: kompass | Дата: 04.12.2007 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (1)

Рост внимания к проблеме формирования положительной репутации, наметившийся в последнее время, не случаен. Положительная деловая репутация становится необходимым условием достижения устойчивого и продолжительного экономического успеха. Многие компании гордо заявляют, что имеют положительную репутацию, другие упорно отстаивают нанесенный репутации вред в суде, третьи искренне считают репутацию своим конкурентным преимуществом.
Маркетинг, реклама, PR | Просмотров: 3197 | Автор: Каримова Римма | Добавил: kompass | Дата: 03.07.2008 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Десятка самых уродливых авто мира 2008 года
Американский портал Jalopnik составил рейтинг самых уродливых автомобилей в мире. Безусловно, этот список можно назвать спорным, однако, взглянуть на него стоит. Ведь в него вошли не только всевозможные экзотические модели, о которых многие из нас никогда не слышали, но и наша любимая Lada!
Модели автомобилей | Просмотров: 7910 | Добавил: kompass | Дата: 03.10.2008 | Рейтинг: 3.0/1 | Комментарии (7)

Поисковый B2B-портал КОМПАСС » Бизнес-статьи » Бизнес и Финансы » Маркетинг, реклама, PR » Порознь скучно, вместе тесно
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Нам важно Ваше мнение, поэтому просим Вас принять участие в нашем опросе
Какая рубрика на нашем сайте для Вас представляет наибольший интерес?
Всего ответов: 846
КОМПАСС Украина
Порознь скучно, вместе тесноNota bene
Краткий текст статьи
Статистика
Copyright © 2001-2024 "КОМПАСС Украина". Все права защищены. Использование материалов "Articles.KOMPASS.UA" разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на "Articles.KOMPASS.UA".

Используются технологии uCoz