сделать Бизнес-статьи стартовой страницей
добавить Бизнес-статьи в закладки
обратная связь
Меню сайта
Рубрикатор
Аудит [1]
Банки и кредиты [3]
Безопасность бизнеса [3]
Бизнес в Интернет [12]
Деловая информация [38]
Идеи для бизнеса [33]
Инвестиции [3]
Маркетинг, реклама, PR [254]
Страховые услуги [0]
Управление и менеджмент [14]
Фондовые и валютные рынки [1]
Юриспруденция и Право [1]
Другое [17]
Поисковый B2B-портал КОМПАСС » Бизнес-статьи » Бизнес и Финансы » Маркетинг, реклама, PR » Аспекты становления маркетинговой деятельности в условиях изменений предприятий [ Зарегистрироваться и добавить статью ]

Распечатать: Аспекты становления маркетинговой деятельности в условиях изменений предприятий
Аспекты становления маркетинговой деятельности в условиях изменений предприятий
Несмотря на то, что в нашей стране «дикий» бизнес начала 90-х годов постепенно приобретает более цивилизованные формы, маркетинг до сих пор остается «терра инкогнита» для многих руководителей фирм. Причин этому много. Как основные можно назвать уверенность ряда предпринимателей, что работать на рынке можно по наитию и отсутствие фундаментальной отечественной маркетинговой школы. Но главное – очевидное несовпадение маркетинговых «рецептов» современных зарубежных учебников и реалий рыночных отношений в России.

Результат: гордое высказывание руководителя одной из крупнейших московских торговых фирм: «Последнего маркетолога мы выгнали два года назад и, как видите, прекрасно себя чувствуем».

К сентябрю 1998 года в России, в разгар кризиса, приблизительно в 50% коммерческих организациях произошло сокращение числа сотрудников маркетинговых служб. Один из директоров такой фирмы в разговоре со мной выразился достаточно откровенно: "Сейчас не до маркетинга. Сейчас - лишь бы выжить".

Я тогда ответил: "Выжить без маркетинга не получится". Он усмехнулся: "Посмотрим". Прошло всего полгода и вот что мы увидели: фирмам, сократившим маркетологов легче не стало. Можно было судить по количеству обращений ко мне с просьбой подыскать специалистов, помочь консультациями. Иногда не скрывали: "Последняя надежда". В подавляющем большинстве случаев помочь уже мало чем возможно: рынок потерян, менеджмент - неэффективен из-за замкнутости на руководителя, производительность труда низкая из-за постоянного сокращения зарплаты, но главное: замкнутый круг - для "выхода из пике" нужны инвестиции, а кто ж их даст фирме, которая того и гляди "загнется"?.

Наученные горьким опытом российские предприниматели открывают маркетинговые отделы, с надеждой смотрят на нанятых специалистов, но терпения их хватает недолго: месяца на три. А за три месяца, обученный по Котлерам да Ламбенам выпускник (даже имеющий год-два практического стажа) маркетингового отделения экономического ВУЗа или даже Бизнес – школы зачастую просто не успевает получить никакого практического конечного результата: только – только наладил систему информации, получил миссию фирмы, поставил сам себе задачи, составил стратегический план и «вышел» на проведение маркетинговых исследований.

Нетерпеливый руководитель заменяет незадачливого маркетолога на другого, который через три месяца так же увольняется. Одна – две замены и руководитель больше не верит маркетингу.

Плох маркетинг? Нет! Плох классический учебник Ф. Котлера «Основы маркетинга» - Библия российских преподавателей маркетинга? Отнюдь! Профнепригодный специалист? Это как посмотреть!

Как говорили при социализме «в развитых капиталистических странах» маркетолог нанимается на работу на стадии разработки товара или услуги. На фирме и в стране существует история применения маркетинга, есть фундамент для проведения маркетингового аудита (ревизии маркетинга), маркетинговая деятельность (впрочем, как и вся деятельность фирмы) расчитывается на много лет вперед, заранее расчитывается маркетинговая программа по всему жизненному циклу товара, очередность захвата целевых сегментов и прочая и прочая. Порядок работы в таких условиях и расписан в зарубежных учебниках. И именно этому порядку учат наших специалистов в институтах.

В российской же действительности маркетолог нанимается в подавляющем большинстве случаев тогда, когда объем продаж падает, реклама – неэффективна, мотивация потребителей неизвестна, поток информации с рынка не налажен, его регулярной аналитикой никто не занимается и, как следствие, нет денег на любые долгосрочные инвестиции вообще, а на маркетинг, в частности. При этом, от нанятого маркетолога требуется, чтобы он достал волшебную палочку под названием «маркетинговая стратегия», взмахнул ею и...

И чуда не происходит. И не может произойти.

Маркетинг на такой фирме должен начинаться с тактики. Маркетолог прежде всего должен знать (и руководитель фирмы, нанимая его на работу, должен его четко ориентировать), что он весьма ограничен во времени и главная его задача – в течение 2-3 месяцев «зашить» наиболее очевидные «дыры» и получить первые обнадеживающие положительные финансовые результаты свое деятельности (например, повышение объема продаж по определенной номенклатуре товара). Для этого он должен получить как можно скорее всю вторичную маркетинговую информацию, используя все доступные источники: начиная с Интернета и заканчивая интервью с топ-менеджментом фирмы.

Как показывает моя собственная многолетняя практика, уже на основании анализа подобной информации легко определить как построить первичные действия по упорядочению действий на рынке. Дальнейшие действия маркетолога должны быть направлены на создание своеобразного «маркетингового конвейера», когда результат предсказуем не только по содержанию, но и по времени.

Все вышеописанное создает на фирме необходимые условия для постепенного перехода от тактики к стратегии, расширению маркетинговой службы, получению более масштабных результатов и резкому повышению рейтинга маркетинга в компании.

Отдельно следует остановиться на планировании. Очевидно, что в условиях ограничения по времени и необходимости достижения конкретного измеряемого результата, первое, что должен получить руководитель фирмы от маркетолога (менеджера по маркетингу) – план, где будут расписаны стоящие перед маркетинговой службой тактические задачи, шаги для решения этих задач, время на исполнение каждого шага, входящая информация и документы для выполнения этого шага, кто их дожен предоставить, каков будет конкретный результат этого шага и кто за это отвечает. Такой план должен быть полностью согласован со всеми заинтересованными лицами и после согласования подлежит неукоснительному исполнению.

Подобный план избавит руководителя от постоянного поиска ответа на вопрос: «А чем занимается моя маркетинговая служба?», а маркетологу даст возможность уверенно двигаться вперед, зная, когда и за что он отчитывается перед руководителем.

Напоследок несколько слов о взаимодействии. Всегда, а в начале деятельности на фирме в особенности, результат действий маркетолога серьезно зависит от взаимодействия с Генеральным директором, коммерческим директором, директором по продажам, финансовым директором. Чем скорее маркетолог наладит формализованное взаимодействие с этими должностными лицами, тем быстрее и качественнее будет результат его деятельности. Поэтому, наряду с маркетинговыми задачами, в плане работ маркетолога доложна быть введена задача по созданию Положения о маркетинговой службе, где должны быть указаны цели, задачи и функции маркетинговой службы, ее предполагаемый (исходя из функций) состав и расписан как документооборот между маркетинговой службой и другими подразделениями фирмы, так и сроки предоставления информации.

В таком кратком выступлении невозможно описать достаточно полно весь порядок становления маркетинговой службы на фирме, однако описанные выше действия помогут на практике ее становлению, в чем я неоднократно убеждался в процессе руководства маркетинговой деятельностью фирмы.



Источник: http://www.marketing-ua.com
Категория: Маркетинг, реклама, PR | Добавил: kompass (12.09.2008) | Автор: Леонид Иванов
Просмотров: 3180 | Рейтинг: 0.0/0 |


Новый справочник КОМПАСС Украина! Украинские предприятия всех отраслей и видов деятельности (производители, дистрибьюторы, дилеры, оптовые торговцы, экспортеры и импортеры продукции и услуг). Скачать!

Всего комментариев к статье «Аспекты становления маркетинговой деятельности в условиях изменений предприятий»: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Случайные бизнес-статьи из других разделов

Начнем с того, что это относится не только к Интернет, да и не только бизнесменам, а ко всем людям, сталкивающимся с более менее непростой проблемой.
Бизнес в Интернет | Просмотров: 4079 | Автор: Ермолаев Андрей Викторович | Добавил: vseobiz | Дата: 30.10.2007 | Рейтинг: 5.0/2 | Комментарии (0)

Как приятно с утра выпить чашечку бодрящего кофе... Мы пьем этот напиток не задумываясь, по несколько чашек в день, хотя все знают, что кофе - в некотором роде - наркотик... Так в каких же количествах кофе опасен для здоровья?
Рецепты и кулинария | Просмотров: 3793 | Добавил: kompass | Дата: 17.08.2007 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Технологический прогресс несомненно снимает ограничения, дарит новые возможности и открывает очередные горизонты. Тут даже спорить не о чем. Сегодня просто невозможно представить, как мы будем жить, если вдруг исчезнут двигатели внутреннего сгорания, калькуляторы, сотовые телефоны и, разумеется, Интернет. Какое отношение прогресс имеет к специальным мероприятиям? Самое прямое: современные компании, только задумываясь о проведении special event, сразу встают перед серьезным выбором: реальное или виртуальное мероприятие использовать. В обоих случаях есть плюсы и, конечно же, минусы - как раз в них мы и попробуем сейчас разобраться.
Маркетинг, реклама, PR | Просмотров: 3409 | Автор: Анатолий Крысов | Добавил: kompass | Дата: 09.01.2008 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Для проведения эффективных рекламных кампаний важен не только опыт, но и умение по ходу рекламной кампании вносить корректировки в ее стратегию для повышения эффективности. При этом встает задача анализа рекламного трафика, для выявления его количественного и качественного показателей, так как только на основе этих данных можно судить об эффективности рекламы и составлять исчерпывающие отчеты для клиентов.
Маркетинг, реклама, PR | Просмотров: 3475 | Добавил: kompass | Дата: 21.09.2007 | Рейтинг: 0.0/0 | Комментарии (0)

Чайная церемония в Японии
Япония – это не просто страна, а уголок рая со своей своеобразной культурой, традициями и кулинарными изысками, которые не перестают восхищать туристов, побывавших на просторах этой удивительной цивилизации. Национальная культура японцев была в значительной мере подвержена влиянию буддизма и дзэн, которые сформировали и воспитали у японцев чувство прекрасного. Именно это чувство отличает любой ритуал, любое кулинарное блюдо, любую церемонию. К чайной церемонии японцы относятся особенно трепетно, уделяя внимание каждой мелочи. Для них, чайная церемония– религия, полная изящества и величественности. Для того, чтобы научиться готовить чай по всем правилам, необходимо было пройти курс чуть ли не университетского образования.
Другое | Просмотров: 13585 | Добавил: kompass | Дата: 12.08.2008 | Рейтинг: 4.9/8 | Комментарии (3)

Поисковый B2B-портал КОМПАСС » Бизнес-статьи » Бизнес и Финансы » Маркетинг, реклама, PR » Аспекты становления маркетинговой деятельности в условиях изменений предприятий
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Нам важно Ваше мнение, поэтому просим Вас принять участие в нашем опросе
Какая рубрика на нашем сайте для Вас представляет наибольший интерес?
Всего ответов: 846
КОМПАСС Украина
Аспекты становления маркетинговой деятельности в условиях изменений предприятийNota bene
Краткий текст статьи
Статистика
Copyright © 2001-2024 "КОМПАСС Украина". Все права защищены. Использование материалов "Articles.KOMPASS.UA" разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на "Articles.KOMPASS.UA".

Используются технологии uCoz