Одной из основных вещей, которой, с моей точки зрения, не хватает сегодня подавляющему большинству брендов, является наличие чётко сформулированной и обоснованной рекламной стратегии, которой последовательно придерживаются.
Под рекламной стратегией я подразумеваю то, что определяет индивидуальный характер бренда на ДОЛГИЙ период времени. Если бренд имеет такую стратегию и следует ей, то его никогда не спутают с другим брендом, так как он сохранит свою индивидуальность.
Частая смена имиджа бренда может приводить потребителей в замешательство. Это как если бы Вы вчера имели одно лицо, сегодня - другое, а завтра - третье. Вполне вероятно, что друзья и родственники перестали бы попросту Вас узнавать. Постоянство же, если оно соответствует ожиданиям потребителей, ведёт к повышению лояльности последних и хорошей молве, что ещё больше усиливает позицию бренда.
Хорошим примером постоянства в следовании стратегии является стиральный порошок "Тайд". Сделав однажды ставку на "белизну" белья, этот бренд НЕИЗМЕННО на протяжении многих лет следует взятому направлению. Один ролик сменяется другим, появляются новые персонажи - это - ТАКТИКА. Но СТРАТЕГИЯ остаётся одной и той же: "белизна", "белизна", "белизна". Этот бренд также использовал принцип позиционирования, сравнивая бельё, постиранное "Тайдом" с другим бельём (менее белым), которое постирано другим порошком. Да, это - просто, это - "тупо" и неоригинально, но это РАБОТАЕТ. И результат - лидерская позиция, которую "Тайд" упорно удерживает в сознании потребителей на протяжении ДОЛГОГО времени. При этом, любой другой порошок, пытающийся занять эту же самую позицию, обречён на неудачу, так как первым здесь давно является "Тайд".
"Тайд" - это хорошая иллюстрация правильного использования тактики без конфликта со стратегией марки.
Другим хорошим примером, который мы могли наблюдать, является сок "J-7". Лично я считаю продвижение "J-7" через проект "Последний герой" на Первом канале - уникальным. Когда проект стартовал, это была поистине передача имени "J-7". Тропический остров, тропические фрукты, сок "J-7". И ещё - приключения. Фотографии героев на упаковке. Чередование логотипа "J-7" и логотипа Первого канала (что подсознательно прочитывается как: " J-7 - сок номер один"). Просто замечательно! Даже тогда, когда "J-7" не стал спонсировать проект, и его сменил X-Cite, даже тогда, по моему мнению, выход "Последнего героя" в эфир продолжал способствовать продажам "J-7", настолько это соответствовало позиционированию марки в сознании потребителей.
К сожалению, удачных примеров на рынке встречается не очень много. Зачастую нам приходится наблюдать как марка, бывшая успешной, вдруг, меняет свою рекламу, далеко не на лучший вариант, и становится непонятной для потребителя. И это может доходить до абсурда, когда марка, отчётливо выделяющаяся ранее на общем фоне, начинает быть похожей на своего конкурента, что ведёт в результате к проигрышу.
Подобным "неудачным" примером может служить сок "Чемпион". Ведь как всё начиналось? Это был настоящий богатырь - Александр Карелин - трёхкратный олимпийский чемпион по греко-римской борьбе. Он был в рекламном ролике, созданном новосибирским рекламным агентством "Мелехов и Филюрин", и он был на упаковке - весь в медалях! Вот это действительно был "ЧЕМПИОН"! С БОЛЬШОЙ буквы! У любого маленького мальчика была причина пить такой сок: чтобы стать, например, таким же сильным, как Карелин (а у мамы была причина купить ему именно этот сок). Казалось бы, чего уж проще: такое замечательное название, которое само диктует стратегию марки. Продолжайте следовать этим путём. Используйте чемпионов в рекламе и на упаковке (не обязательно мужчин, можно и женщин). Так нет же. Сначала в рекламе появилась какая-то девушка, делающая дома (!) зарядку и телевизор, который "завидует" соку, который она пьёт. А затем в эфир пошёл ролик с группой "Блестящие": "Бананы-кокосы, апельсиновый рай". Простите, но это же "J-7"!!! Некоторые участники моих семинаров удивляются, когда я об этом рассказываю. Они тоже думали, что это ролик "J-7". Плюс, Жанна Фриске к тому времени снялась в "Последнем герое", и такая песня с её участием в ролике сока "Чемпион" выглядела как PR-акция в поддержку сока "J-7". Непоследовательность. Отсутствие постоянной стратегии и неследование таковой. Я бы на месте компании "Вимм Билль Данн" направил компании "Нидан" благодарственное письмо. Может быть, кто-то из рекламщиков возразит, что те рекламные кампании дали определённый эффект и подняли продажи "Чемпиона". Такое очень даже может быть, в краткосрочном плане. Почти любой вброс крупных сумм на рекламный рынок даёт определённый мгновенный эффект. А вот с точки зрения ДОЛГОСРОЧНОЙ перспективы… Увы. Посмотрите на упаковку сока "Чемпион" - фрукты-фрукты-фрукты. Чемпион-то тут причём? Где ясная, понятная потребителю стратегия? Где индивидуальность марки? В какой упаковке индивидуальность и позиционирование более явно выражено: с Карелиным или без? И гадать не надо. Просто проведите сравнительное тестирование упаковок и спросите у потребителей, какая из двух заинтересовывает их больше. Цифры - упрямая вещь.
К слову сказать, подобные ошибки допускаются и мировыми брендами. И это может быть не только связано с креативом, но и с разрушением многолетней успешной стратегии компании путём, например, так называемого, линейного расширения. Называть линейное расширение хорошей брендинговой стратегией я бы не стал. Это, скорее, пагубная в долгосрочном отношении тактика. Что-то вроде приёма алкоголя или наркотиков: сначала - хорошо, а потом - мягко говоря, не очень. Джек Траут и Эл Райс исписали на эту тему кучу бумаги, вот только донести это до понимания владельцев брендов, по-видимому, так до конца и не удалось.
Характерным примером является "Фанта". Многие хорошо помнят её появление на российском (тогда ещё советском) рынке в 1980 году. Чем она была? АПЕЛЬСИНОВЫМ напитком! Правильно? "Фанта" - апельсиновый напиток. "Фанта" - апельсиновый напиток. "Фанта" - АПЕЛЬСИНОВЫЙ напиток! АПЕЛЬСИНОВЫЙ напиток не может быть яблочным или клубничным. Верно? Это также верно как то, что "Мерседес" не может быть сковородой с тефлоновым покрытием. Или может? Слава Богу, "Мерседес" пока ещё до этого не додумался.
Так вот, я подхожу к прилавку и прошу "Фанты". Меня спрашивают: "А Вам какую?" - "А что, есть выбор?" - "Яблочную или лимонную?" - "Обычную, апельсиновую!" - "А апельсиновой нет."
Это была смерть "Фанты".
Хорошо! - скажет кто-то. - А как же развивать и обновлять бренд? А как же новые идеи? Вот это интересный вопрос. И наверно было бы неправильно, если бы я говорил только о том, в чём не участвовал сам. Потому приведу пример с обувью RALF, так как я был руководителем этого проекта в 2001-2002 годах и знаю в деталях, как и за счёт чего RALF быстро добился известности и признания по всей стране.
Сейчас многие жители Москвы и Санкт-Петербурга знают слоган: "Когда нигде не жмёт", а некоторые уже и ещё один услышали и увидели - "Крутящие Землю". Население же российских регионов хорошо помнит (и это было подтверждено недавно исследованиями) совсем другой слоган: "Ральф - Вседорожная мужская обувь". И именно этот слоган, придуманный в уже упомянутом выше рекламном агентстве "Мелехов и Филюрин", в 2002 году вывел обувь RALF на федеральный уровень, и марка в первый раз получила EFFIE (причём, получила этот приз в категории "Малобюджетный проект").
Будучи действительно надёжной и качественной обувью, RALF использовал сравнение с джипом, удачно иллюстрирующее наиболее важное для потребителей свойство - надёжность. Ботинок-джип RALF в анимационном ролике газовал, делал круг и тормозил, звучал слоган. И это всё. Проще не придумаешь. Было три таких ролика: весенний, осенний и зимний. А как развивать? Для этого были написаны сценарии, использующие автомобильную тему в качестве основы. Сюжеты были разные, а ТЕМА сохранялась неизменной. В этом и заключается следование стратегии. В 2002 году были также созданы (тремя разными авторами) и пошли в эфир три радиоролика. Ролики были написаны в разных музыкальных стилях и транслировались на разных радиостанциях. Таким образом, потребители, слушающие "Шансон" видели "Вседорожную мужскую обувь" в одном ракурсе, слушатели "Радио Рокс" - в другом, а "Европы Плюс" - в третьем. При этом все они покупали одну и ту же обувь, и для каждого из них она была "вседорожной". Ботинок-джип был также на упаковке, на торговых стендах и т.п.
Результатом был годовой рост продаж 84%, который был ограничен лишь техническими возможностями фабрики, и многие дистрибьюторы в конце сезона имели пустые склады.
Да, потом RALF по каким-то причинам поменял свою стратегию и стал "удобной" обувью, а сейчас ещё и "крутящей Землю". Возможно, это было связано с переориентацией на Москву и Санкт-Петербург, где "удобство" могло давать больший отклик, чем "надёжность". Может быть. Тем не менее, я считаю правильным следовать одному, однажды выбранному пути. Если он выбран верно и основан на результатах корректных маркетинговых исследований (опросов потенциальных потребителей), это обязательно принесёт марке долгосрочный успех.
Новый справочник КОМПАСС Украина! Украинские предприятия всех отраслей и видов деятельности (производители, дистрибьюторы, дилеры, оптовые торговцы, экспортеры и импортеры продукции и услуг). Скачать!
Всего комментариев к статье «Как тактика убивает стратегию»: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Новый год - праздник международный. Но во всех уголках нашей планеты отмечают его по-своему - со своими национальными традициями, своими неповторимыми приметами и с любимым угощением. Даже даты наступления Нового года не везде совпадают. Кто-то ждёт прихода Нового года 1 января, другие поджидают в апреле, а некоторые - в октябре.
Сейчас модно «пиариться», и даже как-то глупо не делать этого. Аббревиатура PR уже не выглядит таинственно, пороги институтов обивают тысячи абитуриентов, желающих овладеть вожделенной специальностью. В каждой «уважающей себя компании» есть не только PR-менеджер, но и PR-директор, а то и целый департамент по связям с общественностью. Разрабатываются PR-стратегии, утверждаются и успешно тратятся PR-бюджеты. Все вроде бы замечательно. И только иногда у руководителя мелькает мысль, что «зря все это, пиаром ситуацию не изменишь» или «может, хватит уже, нас и так все знают»...
Образ супер-продавца для большинства людей выглядит приблизительно одинаково. Он продаст потребителю все, даже то, что ему совсем не нужно. И, конечно же, мечта каждого руководителя, чтобы все его продавцы были именно такими.
Товары luxury (в переводе с англ. – "роскошь") – особая категория, которая, как это ни удивительно, во многом отражает позиционирование личности. Нередко это предметы, создающие (дополняющие) имидж. Товары luxury несут в себе некую элитарность, избранность, эксклюзивность, немассовость.
Материал об одном из наиболее актуальных и эффективных сегодня методов продвижения продукта — Product Placement в Рунете и, в частности, в блогосфере. Не сказать, что метод универсальный, но для некоторых продуктов он действительно не знает себе равных по соотношению «цена/качество».