От владельцев компаний часто можно услышать: «Раньше у нас была полная неразбериха с финансами. Ввели бюджетирование – появился порядок. Есть только одна проблема: расходная часть бюджета всегда выполняется на сто процентов, а вот доходная – как получится». Почему так происходит? Классик американского менеджмента Л. Р. Хаббард открыл законы в отношении финансов, которые помогут в этом разобраться.
Первый из них: «Организация будет пытаться потратить больше, чем она производит».
Давайте рассмотрим это на примере семьи, состоящей из четырех человек. Скажем, семья живет на 2500$ в месяц. Но вот глава семьи получает премию 3000$. В тот самый момент каждому члену семьи приходит в голову идея о том, что именно он знает, как лучше распорядиться «лишними» деньгами. Будет ли сумма всех запланированных покупок равняться этим 3000$? Она, очевидно, будет больше.
Закон второй: «Расходы организации определяет не то, сколько ей нужно для деятельности, а то, какое количество средств, по её мнению, у неё в распоряжении».
К примеру, моя жена тратит все деньги, независимо от суммы. Она покупает «все самое необходимое», но при этом количество «необходимого» напрямую зависит от имеющейся в наличии суммы.
Вспомним классическую схему подготовки бюджета: какие данные собирают сотрудники подразделений компании? Да, именно расходы.
Третий закон Хаббарда: «Доход определяется тем, что, по мнению организации, она должна иметь для выполнения своей работы».
Ваши сотрудники искренне убеждены, что «шеф гребет деньги лопатой», при этом даже самые лояльные не горят желанием сделать вас богатым. Их усилия ограничиваются стремлением заработать самим, и обеспечить компанию деньгами в количестве, достаточном для того, чтобы сохранить свою работу.
И, наконец, еще один закон: «Контроль = доход». Иными словами, чем длительнее период, на протяжении которого деньги расходуются без контроля – тем больше потерь.
Конечно, в одной статье весьма сложно описать эту систему во всех подробностях, но некоторые вещи вы можете начать делать уже сейчас.
Прежде всего, необходимо просчитать минимальный доход, который должна зарабатывать компания за неделю, для того, чтобы удерживаться на плаву. Этот доход представляет собой сумму обязательных расходов, которые компания просто не может не выплатить и является «точкой безубыточности». Для ее подсчета необходимо собрать расходы компании минимум за полгода.
Определив точку безубыточности, составьте список всех обязательных расходов. Вычеркните то, что не является действительно необходимым для деятельности компании и продвижения ее продукции или услуг.
Включите в список расходов дополнительные (на самом деле не существующие) расходы. Например, можно завысить сумму отдаваемого кредита.
Добейтесь, чтобы руководители подразделений еженедельно планировали получение дохода на таком уровне, чтобы покрыть все расходы компании, включая «выдуманные».
Создайте фонд, на который вы будете откладывать эти деньги. Как вы распорядитесь ими – решать вам.
Естественно, такой подход принесет руководителям подразделений определенные сложности, так как система бюджетирования сильно облегчала им жизнь. Но система финансового планирования значительно облегчает жизнь владельцу компании. А для кого, в конце концов, вы создавали этот бизнес?!