Для многих шампанское — это символ веселья и жизнерадостности, грандиозного торжества и аристократичности, тайного свидания и любовных утех. Им напутствуют океанские лайнеры при спуске на воду и отмечают главные вехи человеческой жизни. А какой Новый год без шампанского!
В России со словом "шампанское" много путаницы. То, что шампанское имеет какое то отношение к французской провинции сейчас уже знают почти все. Но многие заблуждения, связанные со словом шампанское до сих пор остались.
Часто можно услышать и прочитать: Франция — родина игристых вин. Для большей убедительности тут же вам подсовывается и легенда об вороватом монахе-бенедектинце Доме Переньоне. Кстати, французы одни из первых поняли, что продать дорогое вино гораздо легче, если с его именем связана легенда. Если верить легенде, монах был почти слеп, зато у него было отличное чутье. Именно он признан во Франции официальным изобретателем игристого вина. Однако об игристых винах речь идет даже в Библии. Такие вина пользовались популярностью в Древнем Риме. О "пенистых винах" упоминается в произведениях Гомера и Вергилия, Шота Руставели, Омара Хайяма и многих других авторов.
У нас на Дону греческие поселенцы делали игристые вина на заре нашей эры. В самой же Франции, на юге, в Лиму, игристые вина умели делать уже в начале шестнадцатого века, тогда как в Шампани их начали делать лишь в начале восемнадцатого века. В своей работе об изготовлении шампанских вин, изданной в 1722 году, некий Жан Годино из Реймса написал следующее: "Вот уже больше двадцати лет французы сходят с ума по игристым винам. Поэтому многие виноторговцы испытывают все средства, чтобы сделать свои вина шипучими."
Сходили с ума по вновь изобретенному напитку в первую очередь жители расположенного поблизости Парижа. Известность игристых вин из Шампани обязана не выдуманному легендарному Дому Переньону, а французским вдовам. Первая из них — мадам Клико. В 1805 году, в 28 лет от роду, она стала вдовой. Получив в распоряжение дело покойного мужа, она быстро стала легендой в мире шампанского. В то время было не принято, чтобы женщины управляли большим бизнесом. Это было начало эпохи Наполеона I. Страна, измотанная бесконечными войнами, была истощена и переживала период упадка. Однако у мадам Клико хватило проницательности и мужества противостоять социальным предрассудкам и возглавить компанию, что было неслыханно в то время для представительницы французской аристократии. Историки называют мадам Клико первой деловой женщиной нашего времени.
Позже, успех мадам Клико вдохновил овдовевшую мадам Помери на то, что бы возглавить компанию мужа после его смерти в 1858 году. Если шампанское мадам Клико лилось рекой в России, то шампанское мадам Помери стало самым популярным напитком в викторианской Англии. Пик расцвета популярности шампанского пришелся на период конца XIX - начало XX веков, так называемую эру "Бели Пок". В этот период Штраус написал оперу, посвященную шампанскому, на балах танцуют польку "Шампанское". Популярность пенистого напитка обязана в этот период не только производителям, но и торговцам. Самый известный из них Charles Heidsieck, называемый в то время "Чарльз - продавец шампанского". Кроме того, сама технология содержала много ритуального, что с удовольствием поэтизировалось публикой. Например, находиться в пещере, где хранятся бутылки с игристым вином, не защитив лицо железной маской, было опасным. В начале XIX века в среднем 4 из пяти бутылок взрывались, не выдерживая давления углекислого газа. Последнее обстоятельство в расчет не принималось. Главное было — подземелье, вино, маска, тайна, опасность, восторг. Именно с этого периода игристое из Шампани стало шампанским.
XX век тоже не обошелся без шампанских вдов. Вдова Камила Роедерер возглавляла компанию своего покойного мужа в течении 42 лет. Мадам Боллинже, овдовев в 42 года, оставила свой знаменитый след в истории шампанского. До сих пор Том Боллинже сохраняет привнесенные ей традиции в изготовление шампанского — сбраживает и выдерживает свое вино в бочках из дуба, обязательно венгерского. Знаменитые вдовы, бравшие в свои руки на протяжении нескольких веков производство шампанского, оказали огромное влияние на технологию и маркетинг этого вина. Если бы не они, может и не было бы у французов и у всего мира идеально сделанного игристого вина. Может быть только благодаря им игристое вино из Шампани имеет такую завораживающую игру пузырьков в бокале, быстро приводит в восторг любую женщину и имеет такой тонкий фруктовый аромат.
Русское шампанское
Впервые игристое вино в России было изготовлено в середине XVII в. на Дону жителями казачьих станиц Цимлянской и Кумшатской.
Совершенно естественно, что никакого французского опыта виноделы этих русских селений не знали и не могли ими воспользоваться. Это был их собственный народный опыт.
Документально в истории русского шампанского остался зафиксированным год 1799. Именно на третьем году царствования Императора России Павла I в Крыму, в Судаке, в имении академика Палласа были проведены первые опытные выпуски шампанских вин.
Идея и практическая заслуга в осуществлении восстановления производства русского шампанского принадлежит князю Льву Сергеевичу Голицину. Он считал, что в условиях России возможно создать русское шампанское, которое сможет не только конкурировать с французским, но и заменить его.
В 1900 г. на юбилейной Всемирной промышленной выставке в Париже от России была представлена партия шампанского. Так как выставка проходила во Франции, то рассчитывать на получение какой-либо премии по шампанскому было абсолютно невозможно! В этом уверяли все. Однако вера Льва Сергеевича в возможности России была несокрушимой. Все знали, что награду получит французская фирма, но до последнего момента конкурса было неизвестно кто именно получит юбилейный Гран При. Когда председатель комиссии попросил снять фольгу с бутылки, получившей впервые за всю историю дегустационных конкурсов шампанского единогласно Гран При (серебряную вазу) и большую Золотую медаль, под фольгой, как того все и ожидали, оказалась французская бутылка.
Зал бурно зааплодировал. Но когда бутылку перевернули, чтобы на ее дне прочитать название французской фирмы, завоевавшей самый почетный трофей, то... на ее дне под защитной этикеткой оказалась выгравирована надпись: “Новый свет”, завод Князя Голицына. Это был шок для всех. Лучшим в мире по единогласному признанию лучших мировых экспертов оказалось русское шампанское, о чем всегда мечтал и над чем постоянно трудился князь Голицын!
Гран При уехал в Россию и именно с этих пор на бутылках с игристыми винами России появилась ЗАКОННАЯ красивая надпись Русское шампанское, а позднее такая знакомая и известная всему миру - Советское шампанское. В 1905 г. была разлита последняя партия знаменитого на весь мир Голицынского шампанского.
Возродил его царский шампанист Антон Фролов-Багреев, начинавший карьеру виноделом-практикантом в аббатстве Овилье. Большевики не тронули статского советника Фролова-Багреева лишь потому, что во время революции 1905 года он подписал петицию в защиту рабочих винных заводов Абрау-Дюрсо. В начале 30-х годов прошлого века советское правительство потребовало от института, где работал Фролов-Багреев, наладить массовое и к тому же ускоренное производство аристократического напитка - «для нужд трудового народа». Так появилась технология, по которой игристый напиток изготавливался в эмалированных цистернах емкостью до 10 тысяч литров всего за 26 дней. Ученики Фролова-Багреева пошли еще дальше и придумали метод «шампанизации вина в непрерывном потоке». Полученное вино гордо называлось «Советское шампанское». Ничего общего с настоящим шампанским напиток не имел, его единственным достоинством была дешевизна. Разведчик Джордж Блейк, бежавший в СССР из британской тюрьмы, вспоминал о своих первых годах жизни в Москве: «Недалеко от нашего дома был большой гастроном. Там за 40 копеек можно было выпить бокал шампанского, и я был от этого в восторге. На Западе шампанское всегда считалось чем-то особенным, его пили обычно богатые люди, в то время как здесь любой мог позволить себе бокал. Я видел в этом признак приближения коммунизма».
Коммунизм не наступил. «Советское шампанское» так и не стало символом побед и успеха. В отличие от просто шампанского, без которого сегодня не обходится ни одно торжество в мире. На аристократических приемах рекой льется Cristal, появившееся на свет благодаря русскому императору Александру II, попросившему виноделов дома Louis Roederer придумать для него нечто особенное. Душем из шампанского Moet заканчивается каждый этап автогонок «Формула-1». Хотя знатокам известно, что фирменное «гоночное» шампанское в больших бутылках, называемых «Бальтазар» на вкус - так себе, потому что его в таких бутылках не выдерживают, а просто туда переливают. Лучшее шампанское, как и три с лишним века назад, получается только в классическом «полумагнуме» - бутылке объемом 0,75 литра, в которой «по закону» напиток должен выдерживаться не менее 18 месяцев, а лучше три года. Только такое шампанское, как говорил большой ценитель игристого напитка Оскар Уайльд, может сделать душу бессмертной, потому как отбивает всякую охоту думать о мерзостях земных.
Новый справочник КОМПАСС Украина! Украинские предприятия всех отраслей и видов деятельности (производители, дистрибьюторы, дилеры, оптовые торговцы, экспортеры и импортеры продукции и услуг). Скачать!
Всего комментариев к статье «Шампанское: легенды и факты»: 2
А почему все Русское! В начале все началось в Крыму, и Русские все сперли у Украинцев!!! Я давно заметил как чтота плохое зделали, так ето СССР, а как чтота хорошее, "йоп-ты" ето Русские!
Коммунизм не наступил. «Советское шампанское» так и не стало символом побед и успеха. В отличие от просто шампанского, без которого сегодня не обходится ни одно торжество в мире
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Компания Samsung Electronics сообщила сегодня в своем пресс-релизе, что EISA (European Imaging and Sound Association) — Ассоциация европейских специализированных аудио-видео изданий — назвала тонкий HSDPA-телефон U700 «Мобильным телефоном Европы 2007-2008 гг.» (European Mobile Phone 2007-2008). Награда служит признанием совершенства дизайна аппарата и воплощенных в нем технических инноваций.
Поломка автомобиля для современного человека считается катастрофой, и первостепенная цель - быстрее его "поставить на колеса". Вот тут и приходят на помощь услуги автосервиса - где оперативно все продиагностируют, отремонтируют, отрегулируют и наладят все узлы и системы автомобиля. Но и обычные автолюбители, и хозяева автосервисов превосходно знают, что качество услуг автосервиса во многом зависит от оборудования, которым он оснащен.
Организация и проведение выставок – проблемы уже достаточно хорошо изученные и с теоретической, и с практической точек зрения. Тем не менее, перед каждой выставкой неизбежно возникает вопрос о повышении эффективности участия и проведении наиболее запоминающихся мероприятия в рамках выставки.
Газета The Times опубликовала 25 самых странных и забавных законов разных стран. Вдохновленные примером британского издания, мы приводим собственный, расширенный, хит-парад эксцентричных и откровенно смешных норм из мировой законодательной практики.
Oldi создает клавиатуру для блондинок. Завод "Национальная Водочная Компания" выпускает женскую водку – "La Femme" с фруктовыми добавками и крепостью в 20 градусов. Motorola, Samsung, Nokia соперничают за женское внимание, регулярно разрабатывая женские модели телефонов. Новинка украинского рынка прессы - газета "Робота для жінок". Еще одна – неожиданный женский журнал "LQ", выпускаемый издательским домом "Global Magazines" в составе холдинга "Медиа Инвест Групп".