По, Эдгар Аллан (Poe, Edgar Allan) (1809–1849), американский поэт, прозаик, критик, создатель жанра «новеллы ужаса». Кошмары, преследующие героев его поэзии и прозы, во многом отражают навязчивую идею смерти у их автора. Многие его истории суть своеобразное раскрытие человеческой психики на грани безумия. Значение По в мировой литературе определяется также его литературной теорией и тем, что он является основоположником детективного жанра. Его влияние ощутимо в произведениях таких разных авторов, как Ш.Бодлер, А.Теннисон, Ф.М.Достоевский, А.Конан Дойл.
По родился 19 января 1809 в Бостоне, был вторым ребенком в семье актеров Дэвида По-младшего и Элизабет Арнолд По. Родители По умерли вскоре после его рождения, и мальчик был отдан на воспитание Джону Аллану из Ричмонда. Фамилия Аллана стала вторым именем По. Получил классическое образование в частной школе Ричмонда и в Англии, где пробыл с Алланами с 1815 по 1820. Сочинять стихи начал в раннем возрасте. В 1826 поступил в Виргинский университет, проучился один семестр (за это время его невеста Сара Эльмира Ройстер вышла замуж за некоего Шелтона) и вернулся в Ричмонд, наделав карточные долги. Последовала ссора с Алланами, и По оставил их дом. Незадолго до этого перенес мозговую травму, выливавшуюся в периодические нервные припадки.
В 1827 По вернулся, возможно через Балтимору, в Бостон, где в начале лета вышел его сборник Тамерлан и другие стихотворения (Tamerlane and Other Poems). В том же году записался в армию и был послан в форт Моултри, но спустя два года, вскоре после смерти приемной матери, Аллан помог ему уволиться из армии. В ноябре 1829 был издан второй сборник Аль-Аарааф, Тамерлан и малые стихотворения (Al Aaraaf, Tamerlane, and Minor Poems). В 1830 По поступил в военную академию Вест-Пойнт, но в самом начале следующего года добился отчисления. Приехав в Нью-Йорк, выпустил книгу Стихотворения (Poems, 1831), в которую вошли первые варианты лучших его произведений, в т.ч. Израфил (Israfel) и К Елене (To Helen). В 1832 в филадельфийском журнале «Сатердей курир» появились новеллы По, а в 1833 новелла Рукопись, найденная в бутылке (MS Found in a Bottle), повествующая о корабле, несущемся к гибели в «неизмеримых океанских пучинах», получила премию на конкурсе «Балтимор сатердей визитер». В 1833 По написал трагедию Полициано (Politian), полностью опубликованную только в 1923.
В 1835 начал редакторскую деятельность в журнале «Сазерн литерари мессенджер», где печатал содержательные и зачастую едкие статьи и рецензии и рассказы о причудливом и ужасном. 16 мая 1836 обвенчался в Ричмонде со своей кузиной Виргинией Клемм, которой еще не исполнилось 14 лет; и заботы по дому взяла на себя ее мать. Сотрудничество с «Мессенджером» прекратилось в январе 1837, когда По был уволен за пьянство, и вскоре после этого он переехал в Нью-Йорк. Здесь вышла Повесть о приключениях Артура Гордона Пима (The Narrative of Arthur Gordon Pym, 1838), в которой реалистическая основа соединяется с безудержной фантазией. В начале 1839 По жил в Филадельфии, редактировал журнал «Бертонз джентлменз мэгэзин». Вынужден был заниматься литературной поденщиной, сочиняя книги по естественной истории, в т.ч. Первую книгу конхиолога (The Conchologists` First Book, 1839), а в 1840 написал серию знаменитых статей о криптографии. Двухтомное собрание новелл Гротески и арабески (Tales of the Grotesque and Arabesque) вышло в 1840.
В 1841–1842 По работал редактором в журнале «Грэхемз мэгэзин», напечатав там Убийства на улице Морг (The Murders in the Rue Morgue) - первый детективный рассказ в мировой литературе. Огромным успехом у читателей пользовалась получившая приз одной из филадельфийских газет новелла Золотой жук (The Gold Bug), в которой расшифровка криптограммы сопряжена с поисками клада.
В 1844 По переехал в Нью-Йорк, опубликовал Историю с воздушным шаром (Balloon Hoax), работал в «Нью-Йорк миррор». 29 января 1845 в «Нью-Йорк ивнинг миррор» был напечатан Ворон (The Raven), упрочивший поэтическую славу По. В феврале 1845 По стал сотрудником «Бродвей джорнал», где напечатал в переработанном виде большинство публиковавшихся ранее новелл. В 1845 появился прозаический сборник (Tales) и Ворон и другие стихотворения (The Raven and Other Poems).
После смерти жены 1847 По долго болел, единственное значительное произведение, опубликованное в 1847, - стихотворение Улялюм (Ulalume). Зато он был чрезвычайно активен в 1848–1849, написав Колокола (The Bells), шедевр поэтической ономатопеи, стансы Анни (For Annie), стихотворение Аннабель Ли (Annabel Lee) и героическое по духу Эльдорадо (Eldorado). В 1848 вышла его прозо-поэма Эврика (Eureka), развивающая мистические космологические идеи, во многом почерпнутые у астронома Дж.П.Никола. К концу 1848 По был недолго помолвлен с поэтессой Сарой Хелен Уитмен; в июле-сентябре 1849 в Ричмонде вновь обручился с овдовевшей к тому времени Сарой Шелтон, в которую был влюблен в юности. Последующие его передвижения до конца не выяснены. Вероятно, он покинул Ричмонд утром 27 сентября, а 3 октября его обнаружили в балтиморском трактире уже в безнадежном состоянии.
Сегодня произведения По переведены на все основные языки мира, переводы новелл По на французский, выполненные Ш.Бодлером, получили мировую известность, а прозаический перевод С.Малларме существенно повлиял на современный верлибр.
Литературные наставления По, касавшиеся жанра новеллы, не возымели бы действия, если бы он не реализовал их столь блестяще на практике. В рассказе Сердце-обличитель (The Tell-Tale Heart) По добивался впечатления, что его герой безумен, и отрицая свое безумие, он лишь подтверждает его: «Ну да! Я нервен, нервен ужасно - дальше уж некуда; всегда был и остаюсь таким; но откуда вы взяли, что я - сумасшедший? Болезнь лишь обострила мою восприимчивость, а не нарушила, не притупила ее. Особенно же изощрился мой слух. Я слышал все сущее в небесах и в недрах. Я слышал многое в преисподней. Какой же я сумасшедший? Вот послушайте только! Да заметьте, как здраво и гладко поведу я свой рассказ». (Пер. В.А.Неделина).
По не было равных в умении так изобразить место действия и создать такую атмосферу, что читателем овладевает страх. Тревожная обстановка, воссозданная в самом начале новеллы Падение дома Ашеров (The Fall of the House of Usher), уже предвещает последующие жуткие события: «В течение всего унылого, темного, глухого осеннего дня, когда тучи нависали гнетуще низко, я в одиночестве ехал верхом по удивительно безрадостной местности и, когда сумерки начали сгущаться, наконец обнаружил в поле моего зрения Дом Ашеров». (Пер. В.В.Рогова).
Главные свои новеллы Береника (Berenice), Лигейя (Ligeia) и свой шедевр Падение дома Ашеров По напечатал в 1830-е годы. Новеллы, демонстрирующие аналитические способности ума и опубликованные в 1842-1845 (Убийства на улице Морг, Золотой жук, Украденное письмо - The Purloined Letter), заложили основы детективного жанра. Маска Красной Смерти (The Masque of the Red Death, 1843), Черный кот (The Black Cat, 1843), Сердце-обличитель (1843) и Бочонок амонтильядо (The Cask of Amontillado, 1846) - классические образцы «новеллы ужаса». В последние годы жизни писатель отдал дань мрачному реализму, как, например, в рассказе Прыг-Скок (Hop-Frog, 1849). Его юмористические истории сейчас не слишком популярны, хотя в Как писать рассказ для «Блэквуда» По пародирует собственную литературную манеру. В Философии творчества (Philosophy of Composition, 1846) он описал процесс работы над Вороном.
Новый справочник КОМПАСС Украина! Украинские предприятия всех отраслей и видов деятельности (производители, дистрибьюторы, дилеры, оптовые торговцы, экспортеры и импортеры продукции и услуг). Скачать!
Всего комментариев к статье «Эдгар Аллан По»: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
В каждом городе, даже самом захолустном и молодом, есть своя маленькая достопримечательность. А еще в каждом городе есть часы, негласно отсчитывающие историю его жителей. Сегодня человек из-за своего бешеного темпа жизни часов не замечает, а ведь городские хронометры могут так много рассказать.
Мнения о коалиционных программах лояльности весьма противоречивы. Одни жарко защищают их, другие ругают. Есть даже шутники по этому поводу. Очевидных преимуществ у коалиционной модели много. Но на практике ее эффективность оказывается менее явной.
Как рекламировать нечто – вопрос который волнует всех в данной отрасли. Вокруг рекламных идей выстроен целый комплекс фестивалей, конкурсов и СМИ. Вопрос ЧТО рекламировать почему-то не волнует никого. Бытует мнение, что реклама может продать все что угодно, главное придумать «правильную» идею. Но увы, это все мечты. Потребитель ничуть не глупее вас. Потребитель покупает не какие-то «эмоции» и не какой-то абстрактный «имидж». Он покупает решение своих проблем. А проблемы эти решаются в основном самим продуктом. Никто не покупает конфету ради фантика. Поэтому, рассматривать и рекламу и бренд в отрыве от бизнес-идеи абсурдно. Бизнес-контекст первичен, все прочее- следствия.
Одним из ключевых моментов в поисковом продвижении, от которого зависит успех, является выбор поисковых запросов. Подходов к формированию списка запросов у компаний на рынке SEO достаточно много.